Торцевые уплотнения, причины выхода со строя в насосах

Почему потекло торцевое уплотнение в насосе? Причины выхода со строя в насосах

План:

Торцевое уплотнение – это узел, предназначенный для обеспечения герметичности насоса в местах, где вал проходит через крышку насоса. Герметичность в таких узлах добивается за счет плотного прижатия по торцевым плоскостям двух прецизионных (высокоточных) деталей – вращающейся и неподвижной. Для предотвращения утечек точность деталей должна быть очень высокой, такая точность достигается шлифовкой и притиркой контактируемых поверхностей.


Роль торцевого в конструкции разных насосах.

Если в насосах сухого исполнения торцевое уплотнение призвано не пропускать перекачиваемую жидкость из насосной в окружающею среду, то в погружных насосах торцевое уплотнение не пускает воду в электродвигатель и предотвращает короткое замыкание. Для повышения надежности против протечек нередко размещают два торцевых на одном валу. В таком случае дополнительно используют охлаждающую жидкость, нередко масло, которое в свою очередь является диэлектриком и при попадании в электродвигатель не приводит к короткому замыканию.

Типы и классификация торцевых уплотнений

Конструктивно торцевые уплотнения делятся на разборные и катриджевые, на сбалансированные и несбалансированные.

Материалы торцевых и их характеристики

Материалы пар трения зависят от характеристик перекачиваемой жидкости, температуры и давления. Всех их можно поделить на мягкие и твердые. В зависимости от поставленных задач могут использоваться в различных комбинациях такие материалы: карбид кремния, оксид алюминия, карбид вольфрама, графиты пропитанные металлами или синтетическими смолами. Как вторичное уплотнение могут использоваться резина (TPDM), витон (FKM), нитрил (NBR).

Причины выхода со строя, профилактика и меры по сохранению работоспособности торцевых и насосов в целом

Торцевое уплотнения является наиболее точным, прихотливым и быстро изнашиваемым узлом во всем насосе. По статистике сервисного центра 70% всех неисправностей связаны с торцевым уплотнением. Статистика выхода со строя торцевого выглядит так:


Износ(30%) – износ это естественный процесс, прямо зависящий от количества мотто часов, которые проработал насос. Но на интенсивность износа влияют еще несколько факторов, так например, высокие температуры или абразивные включения тоже уменьшают срок службы торцевого уплотнения. Для увеличения срока службы необходимо подбирать торцевые уплотнения с материалами, которые более приспособлены под ваши задачи. Таких факторов очень много и по каждому конкретному случаю рекомендуем обращаться к специалистам.

Неправильное применение (15%) - это случай когда неправильный подбор торцевого приводит к гиперинтенсивному износу(3-6 месяцев), или утрате своих свойств вторичных уплотнений. Так, например, для масел и эмульсий необходимо использовать витон (FKM) как материал вторичного уплотнения (простая резина EPDM не имеет химической стойкости к нефтепродуктам).

Сухой ход (15%) – перекачиваемая жидкость выполняет функцию охлаждения и частично смазывания пар трения и когда происходит завоздушивание, или насос вообще включили, не подав воду, происходит перегревание торцевого что может вывести со строя, как пары трения, так и резиновые уплотнения. Профилактикой таких неисправностей является систематический спуск воздуха с насосной части через специально предусмотренные спускники и правильно, профессионально настроенная автоматика. Как показывает практика большинство случаев поломок по сухому ходу связаны с халатностью или непрофессионализмом наладчиков или обслуживающего персонала.

Залипание уплотнения (15%) – сюда относятся как прилипания резиновых уплотнений к валу, так и слипания между собой шлифованных поверхностей пар трения после длительного простоя, что приводит к образованию шероховатостей и сколов в момент срыва вала с мертвой точки. Для предотвращения залипания при длительном простое или складском хранении необходимо периодично прокручивать вал (для складского хранения вручную, если насосы смонтированы – можно кратковременно включить). В современных системах управления предусмотрено кратковременное включение насосов при длительном простое – «защита от залипания»

Монтаж (10%) – неквалифицированный монтаж торцевого уплотнения, плохая балансировка рабочего колеса, не юстированные полумуфты, нарушения монтажа подшипников, отсутствия масла(для водоотведения).

Таблица подбора торцевых уплотнений:

Тип жидкости: Холодная вода Вода в системах охлаждения Растворы этилен гликолей или солевые растворы в системах охлаждения Горячая вода Сетевая вода с антикорозионными добавками NaOH (pH 9...10) Котловая питательная вода Масла или водно-масляные растворы
Области применения: Питьевая или техническая вода 5-12°C Кондиционирование 0-20°C Системы охлаждения или кондиционирования -40 - +15°C Отопление <90°C Центральное отопление <90°C Подпитка котлов >90°C;
<140°C
Горючие масла или промышленные отработанные масла
Предостережение! - - Риск утечки из-за наличия присадок - - - Риск разрушения резины
Типы необходимых уплотнений: Любые типы, Резина-EPDM Любые типы, Резина-EPDM Типы с уменьшенной площадью трения, тверд./тверд., EPDM Любые типы, Резина-EPDM Любые типы, Резина-EPDM Твердые/мягкие, EPDM FKM (Viton)
Коды применяемых уплотнений: BAQE, BUUE, BUBE, AUUE, HQQE BAQE, BUUE, BUBE, AUUE, HQQE RUUE, RQQE, CQQE or GUUE, HQQE BAQE, BUUE, BUBE, AUUE, HQQE BAQE, BUUE, BUBE, AUUE, HQQE BAQE, HQBE Любые с кодом XXXV, например BQQV, BUBV, HQQV

 

Так как торцевое уплотнение важный, но быстро изнашиваемый узел насоса во избежание простоев и связанных с этим убытков рекомендуется держать на складе запас этих деталей.

С уважением
Городов Евгений